вторник, 25 мая 2021 г.

Сваленик. Крепость "Бялата стена"

Сегодня я приглашаю на прогулку туда, где время остановилось.

Как обычно, в село Сваленик мы попали волею случая. Нас интересовали красивые виды и необычные места. А это почти вся Русенская область, где нам посчастливилось поселиться. От нашего дома до Сваленика - 30 км. Еще в 4 км от Сваленика наша цель-Бялата стена.
     Мы приехали в село пораньше, до наступления жары. Пока плутали, разыскивая нужную дорогу, нашли заброшенную мельницу. Окон и дверей уже нет, но оборудование внутри можно восстановить, жернова на месте. Просторное трехэтажное здание выглядит очень привлекательно. Наша фантазия разгулялась! Можно же сделать чудесный аттракцион для туристов. Добавить ресторанчик, парк с цветами, горячую выпечку из местной пекарни, свежее молоко и мед, фрукты и ягоды прямо с огорода. Музей и фольклорный коллектив в селе уже есть. Ну правда же, не так уж и много усилий нужно? А в соседнем селе Костанденец живут уже около 200 англичан и голландцев.

Местные пастухи нам объяснили, что трое собственников этой мельницы уже давно живут заграницей. Частная собственность в Болгарии охраняется законом. Но полно случаев, когда наследники никак не могут договориться между собой и прекрасные исторические здания просто приходят в упадок и разрушаются. Как жалко!
      Повздыхав и уточнив нужное направление, мы двинулись к старой крепости. Судя по карте, туда ведет грунтовая дорога, но совершенно не известно, в каком она состоянии. Поэтому мы оставили машину на окраине села и решили дальше идти пешком.
     За первым же поворотом колея внезапно перешла в отличную, ровную, мощенную камнем дорогу! Обалдеть! Это же настоящий римский торговый путь!

Так и оказалось. Позже я выяснила, что эта дорога ведет от крепости "Ятрус"(село Кривина на берегу Дуная) до крепости "Абритус" (город Разград) и дальше до портов на берегу Черного моря. И неподалеку проходят еще 2 такие же дороги в различных направлениях. Все они охранялись с помощью крепостей и военных укреплений.
       Я тут же представила караваны с грузом под охраной римских легионеров. Наверное, тяжело и жарко было им в латах и с оружием. Зато здесь протекает речка Малки Лом и есть множество холодных родников. Можно и отдохнуть в тени раскидистых деревьев.
       Мы неспеша пошли по старой мощеной дороге. Слева журчит речка, справа один за другим возникают изумительной красоты холмы и скалы. Около одного из родников оборудована беседка, там уже отдыхает компания молодежи. Слышна музыка и вьется дымок костра. Но уже за следующим поворотом нас окружила полнейшая тишина и ощущение безмятежности, покоя, безопасности.

Поражает разнообразие цветов и насекомых. Разноцветные бабочки, жуки, стрекозы летают во всех направлениях. Ящерицы носятся через дорогу с сумасшедшей скоростью. В кустах шебуршат птицы самых невероятных расцветок. Я разглядела изумрудного зимородка и желтую иволгу. А огромная серая цапля несколько раз пролетела прямо над нами, словно разглядывая непрошенных гостей.

А вот еще один сюрприз! Заброшенный рыбарник-искусственный пруд. Не понятно, почему бросили, ведь это тоже прибыльный бизнес. В округе полно таких рыбарников. В селе Костаденец на берегу такого пруда построили небольшой отель, ресторан, есть прокат лодок. Разрешена рыбалка. Отличное место отдыха пользуется бешенной популярностью. Приезжают большими компаниями, на несколько дней. А здесь остались только стены от сторожки, крышу сдуло ветром и она валяется рядом.

Еще через километр мы увидели деревянный мостик, который словно приглашал на левый берег речки. Ух ты! На краю большой цветочной поляны расположилась огромная пасека, целый пчелиный городок!

А на берегу реки, у воды растет хвощ. Я помню картинки из учебника биологии : "Плауны и хвощи в растительном мире - травянистые потомки вымерших огромных деревьев, когда-то образовавших на Земле первобытные леса."

Так, незаметно мы дошли до цели своего путешествия. Внезапно, из-за поворота показалась вот такая красота:

А эта пещера напоминает картину Эдварда Мунка "Крик", правда же?

В отвесных стенах множество гротов, нор, пещер. Там живут птицы и редкие летучие мыши.
    Вдруг на верху скалы показалась целая толпа веселых туристов, раздались крики и смех и пропало ощущение, что мы одни на белом свете.
Хотя остатки римской крепости находятся именно на верху этой скалы, нам не хотелось обследовать их в шумной компании и полюбовавшись небольшим водопадом, мы повернули назад. Ничего, будет повод сюда вернуться. Тем более, что дальше по реке есть еще скальный монастырь.

На обратном пути мы встретили двух красавцев-парней, мускулистых, подтянутых, с модными стрижками и ослепительными улыбками. До сих пор жалею, что постеснялась их сфотографировать. Они дружелюбно с нами поздоровались и спросили, мы с группой или самостоятельно путешествуем? Сообщили, что здесь живут, все знают и часто путешествуют по этим местам. Вот они плоды правильного воспитания! Вот почему даже из-за границы болгары стремятся вернуться на родину!
Их вопрос про группу меня заинтересовал. Дома я полазила в интернете и обнаружила, что именно в этот день два энтузиаста из Русе , Кольо и Иван, совершенно бесплатно организовали поход от Сваленика до Белой стены и дальше, по течению реки Малки Лом. Они пригласили всех желающих через фейсбук собраться в 10 утра в центре села и именно эту группу мы видели на скалах. Не знаю, сколько народу действительно пришло, но в фейсбуке зарегистрировались аж 72 человека!