вторник, 6 сентября 2016 г.

Тутраканская эпопея. Часть 1.

В 1913 году Румыния отхватила у Болгарии приличный кусок территории, самые плодородные земли Добруджи. И три года румыны старательно укрепляли новые границы. На берегу Дуная, около города Тутракан, даже построили грандиозную крепость. Времена тогда были очень неспокойные, шла первая мировая война. И в сентябре 1916 года болгарская армия под командованием генерала Пантелея Киселова двинулась освобождать болгарские земли.
      В этом году исполняется 100 лет со дня победы над Румынией в Тутраканской битве. Вся Болгария отмечает это событие.
     Наш хороший знакомый Васил Сталев, председатель клуба офицеров запаса, организовал экскурсионную поездку в Тутракан, по местам боевой славы. Ну и нас с Юрой пригласил. Мы с удовольствием приняли приглашение, ведь нам те места совсем не знакомы да и мероприятия были обещаны интересные.
     Рано утром, 4 сентября, мы вместе с группой сеновских пенсионеров прибыли в Ветово. Перед читалищем уже стоял огромный, шикарный автобус. Нас тепло встретили члены клуба  офицеров запаса. Мы с ними очень хорошо знакомы, в прошлом году вместе на Шипку ездили. И вообще, пенсионеры-бывшие военные- здесь самая активная часть населения. Вместе отмечают праздники, много путешествуют, поют и танцуют.
Вот наш автобус:

Все оперативно погрузились в автобус и наше путешествие началось. Мы ехали в сторону Дуная, к румынской границе мимо небольших болгарских сел, окруженных великолепными фруктовыми садами и плодородными полями. Впервые увидели, как растет табак, как его листья сушатся под специальными навесами.За окном проплывали поля с капустой, тыквами, помидорами, кукурузой, подсолнухами. На берегах прудов сидели рыбаки и прогуливались цапли. В небе парили орлы и соколы. Просто райские места!
     Через 2 часа неспешной поездки автобус остановился у мемориального комплекса на месте знаменитой тутраканской битвы на окраине села Шуменци.

Мы не ожидали такой массовости мероприятия. Все вокруг было занято машинами и автобусами.Дорожные полицейские с трудом находили места для вновь прибывающих.
        Приготовив видеокамеру и фотоаппарат, мы отправились на разведку.
Территория комплекса небольшая, очень ухоженная. В центре, на огороженной площадке, находятся захоронения погибших, причем бывшие противники лежат рядом. Вокруг- мемориальные доски с именами болгарских воинов, павших за Родину. Мы нашли имена наших односельчан из Сеново и Ветово. А всего здесь погибло около 8000 человек.
Русенский митрополит Наум отслужил панихиду в память погибших героев.

Сосед Иосиф попросил сфотографировать его на фоне мемориальной доски с именем родственника. А фото он подарит нашему читалищу, "для истории".

А этот голубь сидел совершенно неподвижно и совсем не боялся людей.

Внезапно на центральной аллее появились люди в ослепительно белой форме. Это пришли военные моряки и духовой оркестр. Зрители кинулись занимать места в первых рядах. Я с удивлением разглядела среди моряков нескольких девушек в форме. Полицейский вежливо попросил освободить середину аллеи, заиграл оркестр и вдоль строя медленно пошел осанистый высокий человек в штатском костюме. Как выяснилось позже, парад открывал министр обороны Болгарии Николай Ненчев!

После короткого рапорта министр поднялся на трибуну. Там уже стояло много людей в штатской одежде и военной форме. Как мне удалось выяснить, присутствовала вице-президент Маргарита Попова, начальник обороны генерал Константин Попов, несколько политиков и даже один кандидат в президенты. При этом я не видела никаких кортежей с мигалками, никакой усиленной охраны. Чиновники спокойно передвигались в толпе людей, разговаривали, фотографировались. С трибуны произносились речи, звучали стихи, играл духовой оркестр. Мне очень понравилось выступление молодых курсантов:

Правда, в конце выступления они все таки пальнули из своих винтовок так, что в толпе заревели перепуганные дети. Надеюсь, что патроны были холостые.